Базилика Святого Климента. Как не заночевать в подземелье.

basilica-di-san-clemente

Когда компания , с которой я сотрудничаю, объявила, что следующая международная Золотая конференция состоится в Риме, мы решили к этому хорошенько подготовиться. Я не очень люблю стандартные экскурсии, где всё «галопом по Европам». Поэтому был куплен путеводитель по Риму из серии «Вокруг света». Кстати, если туда соберётесь, настоятельно рекомендую его приобрести — очень интересная информация, тщательно разработанные тематические маршруты, толковые рекомендации. Пользуясь им, вы увидите совсем другой город, чем тот, который виден из окна туристического автобуса.

Именно в этом путеводителе мы прочитали, что есть на улице Сан-Джованни-и-Латерано очень интересная Базилика Святого Климента. Это не просто одна из титульных базилик Рима, великолепная и величественная, как и многие. Её можно представить в виде «слоеного пирога» — то, что мы видим на поверхности — это уже четвертый уровень строения.

Катакомбы  Рима

На подземных уровнях, можно увидеть настоящие чудеса. Самый нижний слой — это руины домов, разрушенные во время Неронова пожара в 64 году нашей эры. Именно они послужили фундаментом для дальнейшего строительства. В самом низу находится древнее античное культовое сооружение для поклонения языческой богине Митре (первый век нашей эры). Теперь там течет подземная река и звук воды слышен в темноте, сохранились уникальные фрески и мозаики. Выше находится раннехристианская базилика, где (и это послужило главной причиной желания посетить это место) находится захоронение того самого Святого Кирилла, имя которого носит наша с вами азбука.

Место это теперь превратилось в славянский уголок в самом центре католического мира. Каждый славянский народ установил здесь мемориальную доску со словами благодарности своему просветителю. Здесь можно видеть доски, установленные украинцами, хорватами, болгарами, греками, сербами, македонцами. Россия установила сразу две памятных доски — от имени Русской православной церкви и от молодёжи России. Ну как мы могли пропустить такое замечательное место! Конечно мы туда отправились.

kirill_i_mefodij

Была суббота, наш предпоследний день пребывания в Риме. Добрались мы до базилики уже к вечеру. Совершенно неприметная дверь, за ней открывается огромный, величественный зал с великолепными фресками, скульптурами. Когда мы покупали билеты в подземные уровни, нам что-то сказали, но вникать мы особо не стали — мы были счастливы, что все-таки успели добраться до цели наших мечтаний. Везде предупреждения — фотографировать нельзя, снимать на видеокамеру нельзя, сходить с дорожек, заходить за ограждения нельзя! Но разве это остановит любознательных туристов? Хочется же подойти рассмотреть поближе — в подземелье полумрак, освещается путь тусклыми, стилизованными под факела лампами. Конечно, мы сходили с огороженных металлическими цепями дорожек, вглядывались в потемневшие от времени фрески, пытались что-то потихоньку заснять.

Первый раз суровый, как нам показалось, голос раздался по громкой трансляции, когда мы пытались запечатлеть ту самую гробницу Кирилла. «Ой! У них тут наверное видеонаблюдение — они нас предупреждают!» И мы решили быть осторожнее, а то оштрафуют или еще чего сделают. Мы продолжали спускаться по узким темным коридорчикам, по сырым скользким лесенкам, по лабиринтам подземных ходов — все ближе, ближе к подземной реке, звук которой был уже явственно слышен. На стенах кресты, по сторонам какие-то древние склепы, надписи, фрагменты мозаики, позванивают цепи, натянутые вдоль дорожек. Ну уж тут точно нет видеокамер. Надо это великолепие заснять! Да не тут-то было — опять раздается голос и что-то нам сурово сообщает на разных языках.

Что еще нас удивляло, так это то, что в подземелье никого больше не было. Это вызывало, с одной стороны, некое беспокойство, а с другой, чувство гордости: вот мы какие смелые русские туристы — никто не решился так глубоко забраться! Мы спустились на самую глубину, вот она, подземная речка!

Святого климента

И ВДРУГ ВЫКЛЮЧИЛСЯ СВЕТ! То есть он совсем выключился. Наступила кромешная темнота. Именно тут я поняла настоящий смысл этого выражения. Мы оказались на глубине нескольких десятков метров, в запутанных лабиринтах древнеримских подземелий, по соседству со склепами и мощами, в полной темноте и без малейшего понятия как найти обратную дорогу. Фильм ужасов, право слово. Да еще это позванивание цепей и журчание воды…Слава богу, клаустрофобией никто из нас не страдал, мы сбились в кучку и стали строить версии — что случилось.

Первое, что мы подумали — это такое наказание за наше нехорошее поведение — говорили же нам не сходите с дорожек, не фотографируйте, предупреждали, вот и не выдержали. Жестоко, конечно, но свет должны скоро включить. Потом мы решили, что это какая-то авария и, опять же, скоро все исправят и мы будем спасены. Но время шло, ничего не происходило. И тут кто-то вспомнил: а музей-то работает до шести вечера! Сколько сейчас времени? Тусклый свет на экране мобильника — 18-20!

И тут мы поняли, что помощи нам, вероятно ждать бесполезно. Что делать? Ночевать в подземелье, ждать утра, когда снова откроется музей и включат свет? Перспектива не очень приятная, но где-то даже романтичная — ночь в древнем подземелье! Но тут снова кто-то напряг память: музей в воскресенье не работает! Тут уж не одна ночь, а две! Да еще день, хотя в этой темноте разница между ночью и днем небольшая. Но это не самое страшное. Дело в том, что завтра у нас самолет. Надеяться, что нас найдут наши коллеги не приходится. Конечно, они будут нас искать, но мы никому не сказали, куда мы пойдем.

И мы решили выбираться наверх. Я никогда не забуду этот путь. Гремя цепями, ощупывая влажные замшелые камни, спотыкаясь о выщербленные ступени, заходя в какие-то тупиковые коридорчики, мы брели по подземельям и конца им не было. Кажется, прошла целая вечность, но мы наконец поднялись на первый уровень.

Музей святого Климента

Дверь музея оказалась уже закрытой, но это было уже не так страшно — здесь хотя бы работала мобильная связь и мы, в крайнем случае, могли позвать на помощь.

Мы стали барабанить в дверь, и через некоторое время нам ее открыл священник, который не успел еще уйти домой — нам крупно повезло. Знаете, он ничуть не удивился, увидев нас. И на наше возмущение среагировал совершенно спокойно, видимо мы не первые. Видя, что мы иностранцы, он на английском языке сказал, что он не один раз предупреждал по громкой связи на четырех языках, что музей сейчас закроется.

Ах, вот что говорили нам , когда мы думали, что нас предупреждают о нарушении правил! А мы-то думали! Я хотела сказать ему, что мы никакого языка, кроме русского не понимаем, но поймала себя на мысли, что сейчас-то я его поняла, и фразу эту я собираюсь сказать ему именно на английском. Мы долго извинялись, а потом отправились снимать стресс и обсуждать наше удивительное приключение в одно многочисленных римских кафе, где так вкусно пахнет свежеиспеченной пиццей и ароматным итальянским вином.

Что тут можно сказать? Опять я возвращаюсь к своей привычке проводить некие параллели с бизнесом.

Очень часто, когда нам что-то рассказывают, чему-то обучают, о чем-то предупреждают, мы не слышим, что нам говорят. И совсем не потому, что мы «никакого языка, кроме русского» не знаем. Просто мы слышим то, что хотим услышать. Слышим то, что сами себе порой придумываем. И это приводит нас порой в такие дебри, из которых приходится выбираться долго и мучительно.

А приключение всё равно получилось классным. Теперь я могу сказать, что знаю подземный Рим не по рассказам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *